Как стать врачом: интервью с ректором РГМУ В. Н. Ярыгиным

Ярыгин В.Н.

Ярыгин В.Н.

В каком состоянии сейчас находится высшее медицинское образование? Об этом рассказывает ректор Российского Государственного Медицинского Университета, академик РАМН, профессор Владимир Никитич Ярыгин.

— По результатам двух последних рейтингов высших учебных заведений возглавляемый вами университет уверенно занимает 3 место среди медицинских высших учебных заведений мира. Чем это можно объяснить?

— Престижность любого ВУЗа, его значимость определяются в первую очередь его историей, историей  его научно-педагогических школ. За 95 лет существования университета он превратился в один из ведущих ВУЗов по уровню преподавания, науки и лечебной работы.

Приоритетом РГМУ неизменно является развитие новых направлений в высшем медицинском образовании. В этом наш университет всегда был в числе первых. Так, в 1930-м году у нас открылся первый в стране педиатрический факультет. Ведь проблема здоровья женщин и детей — одна из самых важных для любой страны.

И уже через десять — пятнадцать лет показатели детской смертности по стране значительно упали, а рождаемости — чрезвычайно возросли.

В 1963 году, когда в области молекулярной биологии делались важнейшие открытия, а сама эта молодая, но перспективная наука находилась в стадии зарождения и становления, в нашем университете открылся медико-биологический факультет. Он научные кадры для работы в медицинских и медико-биологических научно-исследовательских учреждений. Выпускники  МБФ после успешного завершения ВУЗа в совершенстве владеют двумя языками: первый из них — это язык биологии (генетической, клеточной, молекулярной), а второй — язык практической медицины. Это очень перспективное направление в науке, и такие специалисты всегда востребованы.

А в 2001 г. Университет произвел первый набор студентов на факультет клинической психологии. Это актуально особенно сейчас, когда окружающая среда предъявляет к людям определенные, часто довольно высокие, требования; психические нагрузки увеличиваются, и в результате многие постоянно находятся в состоянии стресса. А здоровый человек — это человек, который чувствует себя хорошо не только физически, но и духовно, психологически. Этими проблемами и займутся будущие выпускники нового факультета.

Сегодня государственные ассигнования на медицину и на медицинское образование крайне малы. Каким образом Вы как ректор университета пытаетесь решить эту проблему?

Наш университет, как и многие другие ВУЗы, решают эти понятные сложности, главным образом путем создания консолидированного бюджета, то есть когда он складывается из нескольких источников. Как федеральное учреждение РГМУ финансируется из бюджета РФ; при ВУЗе открыт Московский факультет, а это значит, что часть средств поступает из казны города. Кроме этого, обучение части студентов оплачивают регионы, а еще некоторый процент учащихся из числа граждан России, СНГ и дальнего зарубежья проходит обучение по контракту, то есть оплачивается различными юридическими или физическими лицами.

Каковы сейчас, на ваш взгляд, основные проблемы медицинского образования?

По сути, многие из них ввиду их сложности за последние десятилетия не изменились. Но, тем не менее, какие-то из них вполне можно решить. Первая и одна из самых важных — это необходимость следовать пироговскому принципу обучения врача — у постели больного, т. е. проблема достаточной клинической базы.

Кроме того, общеизвестно, что обучение врача не ограничивается 6-ю годами и сейчас составляет от 8 до 10-11 лет. Поэтому очень важно обеспечить преемственность и взаимосоответствие до- и последипломного образования.

И, конечно, нужно обратить пристальное внимание на профессиональный отбор. Будущий врач должен отвечать определенным характерологическим, психологическим требованиям: способностью брать на себя важные решения, касающиеся здоровья, а иногда и жизни больного, и проводить в жизнь правильные решения; это также и способность к состраданию, собранность, ответственность.

Эти важные качества должны взращиваться в будущем враче еще со школьной скамьи. Поэтому мы большое внимание уделяем довузовской подготовке: сейчас РГМУ сотрудничает с 10 московскими школами и еще с 5-ю подмосковными, имеющие медико-биологические классы.

Еще одна не менее значимая для нас  проблема — это финансирование научных исследований на современном уровне. Потому что без развития науки дальнейшее образование невозможно.

Какие цели Вы, как ректор одной из крупнейших в стране медицинской «кузницы кадров», ставите перед собой?

Прежде всего — это сохранение, приумножение и модернизация материально-технической базы учебного и научного процесса, ведь и бытовые условия преподавания и учебы должны соответствовать нашему высокому уровню обучения. А еще одна, не менее значимая цель — это минимизация неточностей при приеме абитуриентов, необходимость постоянно думать о профориентации.

Для этого в школах и создаются медико-биологические классы, о которых я уже говорил. Третье — это создание оптимального соотношения между преподавательским и научным составом, обеспечение преемственности и равного соотношения разных возрастных групп. Потому что наиболее высоких успехов можно достичь только там, где опыт соединяется с энтузиазмом.

Что делается в ВУЗе для того, чтобы организовать студентов, помочь им найти интересное хобби, раскрыть скрытые таланты, сдружить их, наконец?

Для тех, кто реально хочет участвовать в общественной жизни Университета, полезно и интересно проводить свободное время, у нас в ВУЗе существует команда КВН, в которую ежегодно проводится конкурс по набору желающих блеснуть своим юмором и находчивостью, а также множество спортивных секций: футбол, баскетбол, самбо, плавание… То есть для студентов возникают самые широкие возможности для активного отдыха и общения.

А более глобальное объединение студентов возможно, вероятно, при соответствующем развитии, активности и заинтересованности в этом профсоюзов. Если в рамках этой организации собрать необходимое количество инициативных, энергичных людей, потенциальных лидеров, то можно достичь  очень многого.

Но дело в том, что подчас студенты сами не испытывают потребности общаться больше, чем считают необходимым. И их вполне можно понять: телевидение, видео, и, конечно, Интернет отнимают у них огромное количество времени, того времени, что тратилось на общение и занятия спортом в те годы, когда я был студентом.

Врач — профессия особая. Какими качествами должен обладать человек, который собирается стать врачом?

В первую очередь, это, конечно, способности, необходимые студенту для того, чтобы суметь освоить весь тот обширный массив знаний, даваемый в Университете, и уметь применять его. Это очень важно, и хорошей памятью здесь не обойтись. Недостаточно просто вызубрить содержание учебников, нужно научиться применять полученные знания в реальной жизни, то есть при лечении больных.

Во-вторых, что не менее важно — это способность к состраданию, к сопереживанию беды человека — его болезни. Но в то же время это сострадание не должно отрывать врача от его активной позиции, ввергать его в бездействие. Для будущего врача очень важно умение выбрать правильное решение и претворять его в жизнь — лечить больного, а не болезнь.

Как Вы представляете себе врачей XXI века? Будут ли они чем-то отличаться от тех, кто живет и работает сейчас?

Вряд ли различия будут велики. Дело в том, что раньше считалось, что, если человек хочет стать хорошим врачом, он должен научиться клинически мыслить. В этом случае создается органичное сочетание, симбиоз способностей врача к анализу (с учетом все фактов — медицинских данных) и синтезу — то есть способности ответить на все вопросы, которые ставит перед врачом больной (постановка диагноза, выбор лечения). Врачу подчас приходится выбирать из равнозначных решений одно, руководствуясь, пожалуй, даже интуицией, чтобы в итоге оно оказалось самым лучшим.

Но с некоторых пор медицина сильно технизировалась, исключительно большое место в ней теперь занимают генетика, иммунология, экология… Поэтому клинический тип мышления современного врача должен дополняться достаточными сведениями в этих областях, в современных методах исследования. И обладая исчерпывающими знаниями последних медицинских технологии и достижений, врач не должен терять способности мыслить клинически, размышлять над больным, активно с ним контактировать.

Почему, на ваш взгляд, несмотря на то, что сейчас профессия врача — одна из самых низкооплачиваемых, конкурс в РГМУ каждый год стабильно высок?

Мне кажется, что в профессии врача есть своя, какая-то особенная привлекательность — его работа с человеком, возможность лучше его узнать, постичь его феномен. Это возможность принимать в жизни больного живое и непосредственное, крайне важное для него участие, принимать судьбоносные решения, при этом взвесив все «за» и «против».

Это поднимает человека в собственных глазах, дает дополнительную возможность осознать всю важность и значимость своей профессии, свою нужность людям. Думаю, это необходимо и каждому из нас.

xn—-7sbbajqblkav2dgmktg.xn--p1ai: все о медицине и здоровье




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *